Полезные статьи
March 28, 2023

ВЫГОРАНИЕ РОПА. ПРИЧИНА №1

February 17, 2023

Провела небольшой опрос на тему выгорания руководителей отдела продаж и получила неожиданный результат.

Победитель - это невыполнение плана продаж и непонимание как его выполнить.

Поскольку эта тема является топ №1 и значительно оторвалась по голосам от других тем, давайте разберём подробнее.

Основные причины не выполнения плана продаж, из моего опыта:

  • отсутствие или слишком маленькое количество свежих лидов, только холодная база;
  • отсутствие менеджеров;
  • отсутствие инструментов управления.

Поговорим по каждой из них, а также по тому, как их убрать.

Нет новых лидов.

Нет лидов или лидов мало. Или на менеджеров сливается остывшая, холодная база. Самое печальное здесь, что в большинстве случаев это не входит в компетенции РОПа.

То, что может РОП - аргументированно донести до собственника, что если не налажена лидогенерация, то больше будут страдать сама компания и собственник.

Менеджеры по продажам и РОП найдут работу в случае чего, а у компании не будет денег на содержание и на развитие.

Одно из частых заблуждений собственника играет против него. Это то, что в базе, которая копилась 3 года, и последние касания были месяц назад, есть горячие лиды.

Онлайн - это не В2В. Даже в В2В, когда менеджеры ищут сами свою клиентскую базу и звонят совершенно холодным лидам, все понимают, и собственники и менеджеры, что плечо сделки большое.

Если, конечно, продукт не относится к расходникам или часто потребляемым. Цикл использования такого продукта очень короткий и потребность есть всегда. Опять же, это работа на конкурентом рынке и остается надеяться, что поставщик подвёл. В этом случае есть вероятность, что сделка будет более быстрой.

Информационный продукт не относится к продуктам с коротким циклом.

Но если вы работаете с холодной базой, то надо понимать, что плечо сделки будет длинным.

Для того, чтобы сделать необходимый оборот на холодной базе, потребуется как минимум раза в 3, а то и больше времени.

На удалёнке помним, что отдел продаж является финальным этапом маркетингового влияния на покупателя. И если не будет налажен маркетинг, какие бы замечательные менеджеры не были, они будут давать десятую долю того, что они могли бы приносить в компанию.

Нет менеджеров.

Большая боль на рынке - как быстро подобрать отдел продаж.

Пожалуй, нужно обратить внимание, что один из сильных навыков РОПа - вовремя понять, что требуется замена менеджера и начать подбор заранее, месяца за три с учётом того, что обучать нового специалиста и выводить его на какой-то определённый уровень, требуется от двух до трех месяцев.

С другой стороны, если менеджеров не хватает физически, нужно понимать, почему они уходят и снижать факторы, которые на это влияют.

Нет системного управления.

Часто РОП попадает в ситуацию, когда он работает по 10-12 часов. Живёт своей работой и делает множество ежедневных действий, которые вроде как направлены на результат. А в итоге результата нет ни в выполнении плана, ни в своей зарплате.

Это самый мощный фактор выгорания руководителя отдела продаж. Человеку в этих условиях нужно выжить и поэтому часто возникают профессиональные деформации РОПа.

Почему так происходит? Рассмотрим несколько ситуаций.

Лиана и Артур

Мы взяли РОПа Лиану. Ей нужно было войти в коллектив уже сложившихся менеджеров.

Они привыкли брать только горячие лиды, выходить по 4 часа в день, вольготно работали так уже больше двух лет.

Когда хотели выходить на работу - выходили, когда нет - не выходили. По настроению.

Они привыкли к тому, что их только хвалили, говорили только хорошие слова. Однако, рынок изменился, и нужно было менять подход. Других менеджеров не было.

План стоял вырасти и при этом важно было вызвать у них авторитет, войти в доверие, чтобы МП продолжали работать, но более эффективно.

Одним из действий, что позволил достичь результата, Лиана с утра, еще до планерки скидывала менеджерам позитивные картинки для настроения.

Так случилось, что через какое-то время по личным обстоятельствам она ушла из компании.

Когда мы вводили другого РОПа, он решил повторить те же действия, что делала она. Тоже решил с утра скидывать мотивирующие картинки. Говорил ободряющие слова и был в доску “своим парнем”. Непопулярные решения никогда не внедрялись, менеджеры сидели на шее.

У Лианы это был маленький инструмент в системе. Когда она заходила в компанию, она не только познакомилась с каждым, но и побеседовала глубоко о ситуации, в которой был менеджер. Вошла с каждым в контакт и этот контакт поддерживала не только утренними картинками в чате, но и словами поддержки как в личку, так и в общий чат. А также постоянной поддержкой, обучением.

У Артура были другие сильные качества. Не эмпатия, а системность, работа по цифрам.

Он просто взял кусочек пазла, стараясь по примеру быть хорошим. К сожалению, результата это не принесло и пришлось делать очередную замену.

Дело в том, что когда мы берём какой-то инструмент, важно чётко понимать, когда и как его использовать. Как он ложится конкретно на вас и на ситуацию?

Ответить себе, этот инструмент из вашего арсенала или его нужно изменить так, чтобы конкретно у вас это сработало?

Хельга.

РОП Хельга, проводя планёрки, превращала их в развивающие коуч-сессии, и они затягивались до 2 часов.

Четверть рабочего времени менеджера.

Но самое главное, что менеджеры выходили с этих коуч-планёрок разбитые, с низкой энергией и мотивацией, не достигали результата. Такой вот “душный” стиль управления.

Через какое-то время менеджеры выгорели и ушли. Для РОПа это закончилось тоже драматично. Через какое-то время она покинула компанию.

У разных управленческих инструментов разное воздействие. Эти моменты важно осознавать и понимать что вы хотите получить в результате? С какой энергией должен выйти человек? Это касается разных инструментов - планёрка, разбор, постановка задачи, выговор, похвала или что-то другое.

Марина

Ещё один пример, когда уже в разгар рабочего дня, не предупредив, РОП регулярно вытаскивал своих менеджеров на разбор звонков и другие обучения. Иногда делал это в процессе звонка. Менеджеры планировали свой день. Это их сильно расстраивало, бесило. В отделе была большая текучесть.

Этот формат управления возникает из-за большой тревожности. РОП не планирует и не доверяет менеджерам. Он чувствует себя как волк-одиночка, эдакий "один воин в поле". Он чаще всего не знает как правильно распределить нагрузку между собой и менеджерами и как повлиять, чтобы добиться результата.

Роман.

Руководитель отдела продаж заглядывал в базу 1 раз в месяц.

Он не анализировал как проходит работа менеджера по продажам с базой. В итоге менеджеры теряли горячих лидов, не дорабатывали. Не говоря уже про клиентский портфель (это база, в которой клиент не купил и находится в разработке менеджера).

Менеджеры в этой ситуации оставались, но они не развивались, зарабатывали мало денег и, в итоге, было регулярное недовыполнение плана, компания теряла до 1 000 000 в месяц.

Почему РОП проработал больше полугода? У него было одно из качеств, выработанных в очень большой компании - когда его спрашивали о результатах, он включал манипуляции, либо обвинял во всем нерадивых менеджеров. К сожалению, стиль “Серый кардинал” тоже не эффективен для результата в ОП.

Татьяна.

Работала еще вчера старшим менеджером по продажам. Выполняла план, работала с новичками. Чувствовала себя припеваючи и дружила с коллегами.

Сегодня с утра её пригласил побеседовать руководитель и сообщил, что завтра Татьяну переводят в РОПы.

Прошло две недели. Воодушевление сменилось унынием и навязчивыми мыслями покинуть компанию. Таня в один момент поняла, что друзей у нее нет, задачи не выполняются, а планы горят. Об авторитете среди вчерашних коллег говорить вообще не приходится. Чаще всего эта история заканчивается тем, что что-то в душе РОПа надламывается и он начинает бесконечное дрюкание и контроль. Превращаясь в “Собаку-кусаку”. Это не лучший вариант, поскольку он занимает много энергии и времени.

В каждой конкретной ситуации, когда отдел не выполняет план продаж, есть вполне конкретные причины, с которыми можно и нужно работать для того, чтобы ваш отдел процветал и выполнял план.

Для выполнение плана продаж очень важна личность руководителя, его авторитет и навыки управления. Это - удержание фокуса, аналитика, постановка целей, распределение задач, контроль, мотивация менеджеров, материальная и нематериальная. Это работа с саботажниками, постоянный подбор, обучение, развитие менеджеров, работа с бизнес показателями. Целепостановка опять по кругу.

Понимать, когда поругать, а когда похвалить и отметить сотрудника, и не стесняться это делать.

Делать это правильно, своевременно и по определённым алгоритмам, иначе мы придём совершенно не к тем результатам.

Когда я спрашиваю РОПов, что помогает им несмотря на сложности двигаться вперед и не выгорать, они отвечают:

- Я вижу в этом смысл, это мое дело. Я хочу развиваться в этом. Всё не зря.

У многих РОПов позиция к развитию своего навыка управлять - это обучение на собственном опыте: через рабочие ситуации, открытые источники интернете: YouTube, ну в лучшем случае может быть VC.ru.

Уровень подобного отношения даже ниже уровня 15 века, где у ремесленников были ученики, которые наблюдали 10-15 лет, как работает мастер и потом начинали что-то делать.

Это опасно развитием стилей деформаций, потерей смысла того, что делает человек и выгоранием.

Конечно, всегда есть выбор - двигаться самому и набивать шишки либо получить структурный опыт и избежать множество моментов, в том числе и выгорания.

Однажды один мой знакомый руководитель, обучая своих РОПов у меня на тренинге, сказал им напутственное слово в конце обучения:

- Ребята, каждый из вас уважает и слушает меня. Для того, чтобы дойти до того уровня, который вы видите у меня сейчас, мне понадобилось больше 10 лет. Вы счастливцы, получаете структурные системные знания уже сейчас, в начале. И у вас есть выбор: либо выйти из забыть всё что здесь было либо взять то, что вы здесь услышали и начать применять это в жизни. Потому что вы сэкономите как минимум 10 лет.

Подводя итог: есть факторы выгорания, которые сложно изменить. Они как камушек в ботинке. Их лучше вытряхнуть из своей жизни, чем терпеть и привыкать. Однако большая часть причин выгорания РОПа - это то, что мы можем изменить через свое развитие и профессиональный рост.

Как давно вы развивали свои навыки и добавляли в свой арсенал новые инструменты управления?

Для вас описала ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ - МАТРЁШКА о ней почитайте здесь