Полезные статьи
March 28, 2023

Как сделать так, чтобы менеджеры работали долго?

Как сделать так, чтобы менеджеры работали долго?

Те, кто уже проходил этот путь знают, что очень не просто найти грамотного, полезного менеджера в удаленный отдел продаж.

С чем чаще всего сталкивается руководитель в отделе продаж:

  • До 4х месяцев уходит на подбор, стажировку, введение в должность, погружение в продукт. Даже на менеджера с опытом.
  • Менеджер новичок работает месяц и уходит.
  • Срок выхода менеджера на стабильные, прогнозируемые продажи от 3 месяцев до 6 месяцев.
  • Срок жизни менеджера в компании, который прошел месячный рубеж, в среднем, от 6 месяцев до полутора лет, редко до 2 лет.

Я сейчас расскажу о двух способах сделать так, чтобы менеджер работал дольше.

Первый способ самый действенный - забрать паспорт и, желательно отсадить в отдельное помещение, чтобы он выходил на улицу только в воскресенье, на полчаса посмотреть на закат 😂

Слава богу, рабство в наше время отменено.

Поэтому мы перейдем ко второму способу, который, исходя из моего опыта, увеличивает срок жизни менеджера в компании в два, а порой и в три раза.

Начнем со специфики работы менеджера.

Специфика работы менеджера по продажам- работа в стрессовой среде

Менеджер работает в стрессовой среде, где эмоциональная встряска происходит каждый день, а ощущение стабильности очень зыбко и зависит от многих факторов.

Это ведет к потере интереса, мотивации, выгоранию и к уходу с работы.

Для того, чтобы менеджеру было работать интересно, он чувствовал стабильность и захотел остаться, нужно проработать и снизить каждый стресс-фактор по очереди.

Задача похожа на слона, которого нужно съесть. По кусочку.

Нужно проработать и снизить каждый стресс-фактор для менеджера по очереди.

Ситуации, которые вызывают у менеджеров стресс и выгорание, можно разделить на несколько блоков.

1. Клиентские факторы:

  • клиент не в настроении;
  • клиент закрыт;
  • клиент бросает трубки;
  • грубость, хамство клиента;
  • клиент возражает;
  • много отказов;
  • клиент обещает, что купит и сливается;
  • клиент долго общается, занимает время и не покупает.

Здесь здорово снижает стресс уже прописанные алгоритмы, схемы действий менеджеров в разных ситуациях с клиентами.

Небольшие регламенты и правила нужно формировать практически с самого начала работы отдела продаж. Не стоит отодвигать этот момент до создания большого регламента по продажам.

Работу с этим документом нужно начинать со стажировки новичка.

Понимание как поступить в каждой из ситуаций мощно снижает стресс у менеджеров.

2. Ситуации, неосознаваемые менеджером, но связанные с самим менеджером.

Это метанавыки, hard и soft skills.

Немного справки.

Мета-навык — это постоянная часть человека, позволяющая добиваться поставленных целей. Проще говоря, это навык «высшего порядка», дающий возможность лучше понимать другие навыки и улучшать уже имеющиеся. По сути, они являются основой для развития, совершенствования и применения других знаний и умений.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Hard skills (с англ. «жесткие навыки») — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.

Когда я писала статью, то нашла вот такой интересный материал, кто хочет разобраться глубже.

Что же касается темы жизни менеджера в компании.

Метанавыки и Soft-skills мы смотрим на собеседовании и отбираем по ним - это крайне важно! От них зависит как будет успешен менеджер в профессии.

На hard skills мы можем повлиять и обязаны влиять.

Человек может не обладать навыками продаж. Или навыки продаж могут быть на начальном этапе, человек уже знаком с продажами, но еще не на таком уровне, как нам надо. Мы можем это доучить, организовать процесс.

Hard skills всегда уступают мета-навыкам и Soft-skills. Легче и дешевле организовать обучение, чем найти и потерять подходящего по базовым навыкам человека.

Что важно в обучении (даю полный расклад, но даже если вы сделаете только часть, результат не заставит себя ждать):

  • начинаем обучать с первого дня выхода в компанию;
  • обучение построено поэтапно и последовательно от опыта менеджеров: менеджер-новичок, менеджер третьего месяца, менеджер от 6 месяцев до года, менеджер старше года опытный), каждый проходит свой уровень;
  • обучение должно быть разным, но постоянным;
  • оно должно быть, связано с оценкой навыка. Обучил - декомпозировал на ежедневные действия менеджера - оценил;
  • менеджер должен понимать, каким образом этот навык в ежедневном исполнении поможет ему достичь своих личных целей через рост зарплаты. Такая цепочка должна быть четкой и понятной в голове менеджера;
  • аттестация (оценка) должна быть регулярной. Менеджер должен знать, что будет аттестация. Раз в три месяца - полгода его будут проверять и давать рекомендации. Это должно быть в корпоративной культуре.

3. Финансовая мотивация.

Зарплата должна быть сбалансированной и у каждой категории менеджеров разная.

Менеджеры, которые достигают хороших результатов, должны быть вознаграждены полугодовыми и годовыми бонусами и при выполнении плана. Это часто называется "золотые наручники", но именно эти моменты порой помогают пережить выгорание и стресс.

Схема мотивации должна быть понятной, прозрачной и четко связанной с функционалом менеджера и его достижениями.

4. Система в отделе продаж.

  • как построены подбор, адаптация, введение в должность и обучение;
  • насколько сбалансирована, адаптирована под цели компании и менеджера материальная мотивация;
  • насколько четко определен регламент, прописаны алгоритмы действий менеджеров в разных ситуациях;
  • насколько понятны неписаные правила и регламенты взаимодействия между менеджерами;
  • есть ли CRM, насколько она позволяет работать с клиентской базой;
  • есть ли обучение специфике работы в базе конкретной компании.

У менеджера, с начала его работы, должна быть схема карьерного роста, со своими “плюшками” на каждом этапе. Схема как вертикального, так и горизонтального роста с возможностями по каждому направлению. Этот элемент дает возможность видения своего роста и развития, это тоже важно для каждого менеджера.

5. Личность руководитель корпоративный дух.

  • Руководитель работает в формате требовательная любовь: может потребовать и поддержать.

Менеджер и РОП находятся в очень близких отношениях. Менеджеру важно доверять и уважать руководителя. Руководитель должен быть авторитетным из уважения, не только из страха.

Если он только требует то, что сложно сделать и никогда не поддерживает, не является наставником, не работает с менеджером над развитием его навыков или наоборот как мамочка только поддерживает и защищает, это не приведет к развитию менеджера и его желанию остаться.

  • Коллектив и корпоративный дух организуют 3 момента:

- политика собственника, его отношение к продажам, сотрудникам, клиентам, маркетингу в компании;

- личность руководителя отдела продаж;

- система, которая есть в команде, принципы работы.

Например то, что клиента, какой бы он ни был, мы не ругаем матерными словами в чате. Мы уважительно относимся друг к другу. Мы готовы к изменениям и принимаем изменения. Это должно транслироваться и поддерживаться РОПом. Пресекаться все нюансы и моменты, которые влияют на работу команды отдела продаж.

6. Маркетинг.

Многие собственники забывают, что отдел продаж в онлайн - это финальный этап маркетинговых усилий, а не отдельный инструмент лидогенерации.

Если вы считаете, что у вас есть база, в которой, допустим, 3000 контактов, вы собирали ее 3 года и считаете, что она горячая, зайдет менеджер и польются продажи - вы сильно ошибаетесь.

Это один из сильнейших факторов выгорания менеджеров, которые приходят на работу с такой базой.

Пустая, холодная база - сильнейшийфактор выгорания менеджеров

Ожидания у менеджеров от работы одни, а результаты другие. У собственника точно так же.

Тонкость в том, что работа с базой - это долгосрочная стратегия продаж.

А стабильная лидогенерация и свежий поток лидов - это краткосрочные продажи.

Несомненно менеджерам необходимо уметь работать с базой.

Работа с базой делает компанию более устойчивой и стабильной на тот случай, если идут редкие сбои по лидогенерации, а в обычном режиме добавляют продаж, но с меньшей конверсией.

Плечо сделки здесь длиннее.

Длительные сбои в лидогенерации больно ударят не только по менеджерам, но и по компании в целом.

В онлайн-бизнесе должна быть и долгосрочная и краткосрочная стратегия по продажам.

При таком подходе менеджер чувствует себя более стабильно, потому что понимает свое влияние на результат и компания чувствует себя стабильно.

Ещё пара слов про маркетинг.

Когда маркетинг выводит какую-то акцию или новый продукт, обязательно нужно планировать заранее, перед выводом нового продукта, обучение отдела продаж со срезами знаний по акциям, по продуктовой линейке.

6. Внедрение изменений - самый мощнейший стресс-фактор.

Любая компания, особенно в наших экономических реалиях, претерпевает изменения.

Например, заходит консалтинг или собственник принимает решение внедрить или изменить CRM, в которой работают менеджеры, меняется мотивация.

Больше всего менеджеры выгорают именно на изменениях.

Они привыкли работать по определенному алгоритму, по определенным стандартам.

А тут бац! И живём по другому.

Здесь поможет культура внедрения изменений. Четко прописанные принципы внедрения изменений в компании.

Это не должно быть, как снег на голову.

Вот несколько рабочих принципов, для примера:

  • менеджеров нужно включать в изменения;
  • с менеджерами нужно обсуждать изменения, учитывать их мнения;
  • обязательно нужно показать для чего и что это даст самому менеджеру;
  • менеджеры понимают этапы, сложности и ресурсы чтобы было легче их пережить, примерные сроки внедрения.

Когда в компании построено внедрение изменений - это становится рутинным процессом.

Менеджеры спокойно понимают, что компания растет, а это невозможно без внедрения изменений.

В голове менеджера понимание: “Мы растем, сейчас будет такой этап, потом будет ряд изменений и сложностей, но мы это вынесем, это позволит выйти на новый уровень”.

В настоящий момент смена менеджеров на 0,5-1 годе жизни в компании более 90%.

Поэтому у собственника два выбора.

Собственник выстраивает систему в компании, с учетом этого фактора. Делает акцент на постоянный подбор, введение в должность, обучение, наставничество, вывод на результаты.

Второй путь - снижение риск-факторов вокруг деятельности менеджера, что, естественно, экономит в долгосрочной перспективе деньги компании на поиск и введения в должность новых менеджеров.

Какой путь близок к вам? Как у вас решен вопрос со стресс-факторами для менеджеров в компании? Что для этого делаете? Какой средний возраст жизни менеджеров у вас в компании?

________________________

Еще больше пользы об управлении удаленным отделом продаж Системный отдел продаж с Ушаковой